Года два или три назад в Штатах было много разговоров про net neutrality — принцип, согласно которому провайдер связи обязан предоставлять равный доступ ко всем ресурсам Интернета (в противоположность ограничению скорости к нелюбимым — читай, чужим и не занесшим бабла — ресурсам).
Так вот, дети, это всё цветочки. Ягодки начнутся, когда придёт массовое осознание, что не провайдеры, а сервисы-монополисты получают совершенно колоссальный и незримый контроль над общественной жизнью.
И если какой-нибудь Comcast вся Америка просто не любила, то Google и Facebook стоит бояться не меньше, чем коронавируса.
https://themarkup.org/google-the-giant/2020/02/26/wheres-my-email
Тут чуваки из The Markup провели эксперимент: завели чистый ящик в Gmail, подписались на рассылки американских кандидатов в президенты и посмотрели, куда эти рассылки падают.
Оказалось, что в зависимости от кандидата — в основной ящик, в ящик с рекламой или в спам. Причём разница между кандидатами — колоссальная:
Можно, конечно, встать в позу гуглового пресс-секретаря и сказать «Робот так решил, кандидаты сами виноваты, пользователям всё нравится», но есть небольшой такой ряд нюансов.
Во-первых, практически невозможно определить, решил это робот сам или ему кто-то помог — алгоритмически, обучением модной нейросетки на правильном наборе данных или ручной коррекцией. Только через суд и долгую упорную ёблю там сотрудников, причастных к процессу, в надежде, что кто-нибудь сознается.
Во-вторых, даже если робот решил сам — здравствуй, дивный новый мир, в котором следующим шагом президенты будут работать с роботами больше, чем с избирателями, ибо абсолютно всё равно, какая у тебя политическая платформа, если все письма о ней падают в спам. Когда противодействие роботу влияет не на продажи жужжалок для жопы, а на шансы избраться президентом — тут-то вы поймёте, что и вся нынешняя «поисковая оптимизация» тоже была цветочками.
В‑третьих, вся эта эпохальная битва будет проходить абсолютно незаметно для конечной её цели, то есть избирателя. Вообще ничто не всколыхнёт поверхность воды в пруду, в глубине которого будет всё вот это. Это даже не классическая net neutrality, в которой хотя бы можно заметить, что чего-то у моего провайдера порнхаб тормозит, а у соседского нет. Нет, снаружи будет полная тишина.
В‑четвёртых, если вы сейчас подумали про скандалы с формированием лент новостей в Facebook, Яндексе и т.п. сервисах-агрегаторах, то здесь ситуация хуже на порядок — потому что пользователь не только ничего не замечает, но даже не имеет оснований подозревать, что что-то может быть не так. Личный почтовый ящик априорно и интуитивно воспринимается пользователем именно как личный, в отличие от сформированной сторонним сервисом ленты новостей, а концепция, что его содержимое de facto контролируется кем-то посторонним, контринтуитивна.
В общем, вижу я это так, что настоящие проблемы с распространением информации в Интернете — они уже видны даже не на горизонте, а на расстоянии вытянутой руки, и это отнюдь не fake news русских хакеров в фейсбуке.
Это намного хуже — вы увидите правду, только правду, ничего кроме правды. Просто не всю правду. Робот так решил. Вы будете довольны.