Банка с единомышленниками

Вот уже несколько человек — в том числе пара представителей СМИ — высказали удивление, что мы не фильтруем людей и СМИ по политическим взглядам на предмет их совпадения с нашими. Журналистка одного издания, собственно, спросила прямо — вы же понимаете, что наши читатели в целом не будут вам рады? Так почему вы этого хотите?

Это удивительный вопрос, особенно с учётом, что применимая к нему логика на бытовую сферу распространяется точно так же, как на общественно-​политическую.

Есть совершенно классическая ошибка в получении обратной связи от мира, по своей распространённости и масштабам последствий кроющая всем известную «ошибку выжившего» одной левой — она называется спрашивать мнение близких друзей.

Мнение друзей — это такой ящик с двадцатью пятью кнопочками и двумя лампочками, красной и зелёной. Особенность его работы в том, что какую бы кнопочку вы ни нажимали — если друзей вы выбирали тщательно и круг их узок, лампочка всегда будет зажигаться только зелёная. Теоретическое существование красной может вас чисто визуально, эстетически успокаивать, без неё картина была бы очевидно неполной — но вообще-​то она не работает.

Это машинка по автоматическому благословению любых действий спрашивающего.

Тщательно отобранные, проверенные, надёжные друзья вас всегда поддержат. В силу того, сколько фильтров они прошли, чтобы стать вашими друзьями, сама возможность всерьёз не поддерживать вас для них исключена априори. Нет внутри этой коробочки вообще проводов, идущих к красной лампочке, и вы сами её такую собрали. Точка, абзац.

Ходить к ним за их мнением имеет смысл, если вам нужна безоговорочная поддержка всего, что вы скажете. И не то чтобы это плохо — но есть одна проблема, хорошо проиллюстрированная светофором на оживлённом перекрёстке, на котором во все четыре стороны горит зелёный.

Удивительно, что при всей очевидности и этой схемы, и потенциально катастрофических последствий опоры на неё в принятии решений (даже неявном: вы можете лгать себе, что решения вы принимаете сами, просто они настолько удачны, что поддержку находят уже авансом — вы даже ещё не решили, какую кнопку нажмёте, а зелёная лампочка уже начала разгораться), очень многие люди и индивидуально, и собравшись в организованные группы по предварительному сговору, её активно используют в жизни.

Столкновения с жестоким миром, конечно, случаются, но в отличие от встречи двух джигитов на перекрёстке, всегда есть [простой, очевидный, неправильный] ответ — это вокруг прослойка мудаков, которые не понимают, а то и просто хотят нам зла. С ними и столкнулись. Ольгинские тролли, агенты Госдепа, жалкие неудачники, подлые завистники, доставшийся не тот народ, нужное подчеркнуть. Иногда прослойка тонкая, иногда это даже какой-​то один человек, тогда можно верить, что ему просто сейчас объяснят, что он неправ, покажут на лампочки, на горящую зелёную, он поймёт и поменяется. Иногда — 86 % населения, тогда остаётся только причислить себя к немногим избранным в океане не желающих понимать.

Иногда вдруг при нажатии на кнопочку загорается красная лампочка — это в коробке оторвался плохо припаянный проводок и коснулся не того контакта. Это не проблема — случается короткая разборка на тему «мой ты друг или медведя?», лишние проводочки из коробочки вырезаются, она становится поменьше размером, но снова работает исправно. Чинить коробочку так можно много раз, предел здесь только один — остаться наедине с зеркалом, в которым ты всегда прав.

Впрочем, в наш век интернета и быстрых социальных связей шанс на такое невелик: на достаточной текучке и эффективной фильтрации оставить вокруг себя только узкий круг безусловных единомышленников можно, отталкиваясь вообще от чего угодно.

Мы так делать не будем.

И просим близких друзей нас простить, если окажется, что их мнение — оно хорошее, но не самое важное. Именно потому, что они — близкие друзья.

В друзей мы и так верим. Нам бы врагов понять.

Прощать их при этом в планах нет.