Стартапы, страпоны, митапы, митболы

Бизнес с высоким использованием знаний и информации (KIBS) более продуктивен в более плотных городских агломерациях, утверждает в статье японской исследовательской сети RIETI экономист Масаюки Морикава. Исходя из его выводов, российские эксперименты по созданию инноградов и Кремниевых долин, по крайней мере частично, основывались на неверных представлениях об инновационных процессах — так, в пределах Токио и Осаки KIBS, как и R&D-подразделения, более продуктивен, нежели в выделенных инноградах

Японские учёные с блеском подтверждают то, о чём Капитан Очевидность догадывался уже довольно давно: город предоставляет ресурсы для бизнеса, а любое отделение от города создаёт дефицит этих ресурсов. И внезапно работа в условиях дефицита ресурсов оказывается менее эффективна.

Ресурсы, которые потребляет любой бизнес — это:

  1. Кадры. Банально — сотрудники. Чем дальше вы от мест, населённых потенциальными сотрудниками — тем труднее вам заманить их на работу. Для многих необходимость добираться в офис 2-2,5 часа в один конец просто неприемлема, для других она будет означать снижение общей эффективности: чем больше времени уходит на дорогу, тем меньше остаётся на работу и отдых (и если вы считаете, что ваши сотрудники просто будут меньше спать и меньше смотреть сериалы, а работать столько же, то вы очень наивный человек). Организация проживания в инновационном центре (если даже закрыть глаза на то, что в 9 из 10 таких центров никакого жилья нет) тоже проблему не решает — люди, обременённые семьёй, друзьями и собственным жильём почему-то обычно не рвутся по-быстрому переехать к чёрту на кулички. Крупные компании с офисами в замкадье решают проблему доступности запуском фирменного автобуса (или просто выбирают бизнес-центр, уже имеющий такие автобусы). Что сделало Сколково в прошлом году? Правильно, отменило фирменные автобусы.
  2. Клиенты. Любители Долины часто забывают, что Долина поднялась за счёт госконтрактов, преимущественно военных. Если же у вас мелкий или средний бизнес, ориентированный на обычный коммерческий сегмент, то вам придётся встречаться с потенциальными клиентами часто и регулярно. И большинство ваших клиентов будет находиться — правильно, в черте города. Значит, либо на все такие встречи придётся ездить вам, каждый раз тратя на дорогу в оба конца по несколько часов, либо часть клиентов вы потеряете, потому что на данном этапе вы для них недостаточно важны, чтобы бросить всё и потратить на встречу с вами большую часть дня. И нет, скайп вам не поможет — люди любят встречаться лично. И нет, наличие в Сколково представительства крупной компании никак не поможет вам в общении с ней — потому что как только общение выйдет за рамки «ути какой хорошенький стартапчик!» во что-то деловое, встречаться вы будете не с представительством, а с конкретными людьми, ведущими конкретные проекты — и сидящими в центральном офисе. Правильно, в черте города.
  3. Партнёры. Собственно, вся ваша логистика падёт жертвой той же транспортной доступности. Курьеры к вам будут ехать долго, дорого и печально. За заказами к субподрядчикам в половине случаев вы будете ездить сами. Продукцию вы также будете отвозить сами.

И всё это настолько очевидно с точки зрения функционирования и базовых потребностей любого минимально работающего бизнеса, что не очень понятно, зачем вообще, хотя бы теоретически, обсуждать какое-то Сколково и прочие инновации. Ни один нормальный бизнес в здравом уме не выберет для себя такую локацию, пока не вырастет до масштаба, когда просто сможет обустроить её под себя.

Эта заметка в LiveJournal. Текст тот же, но часто там бывает много комментариев.

Добавить комментарий