Windows-планшеты

Под завершение года чуть скажу про одну из тем, которая для многих в индустрии стала разочарованием года — планшеты на полноценной Windows (Windows RT пока не трогаю). Если почитать прессу, то журналисты привычно сравнивают их с iPad’ами (они, по-моему, теперь вообще всё с ними сравнивают — забылись уже времена, когда модно было написать редакторскую колонку на тему «совершенно не понимаю, кому и зачем нужен объявленный в прошлом месяце планшет Apple»), требуют цены $399, сравнивают продажи Surface с продажами андроида и всё в этом духе.

Тем временем, один из ключевых моментов в судьбе Windows-планшетов — то, что они являются конкурентами ноутбуков, а не медиапланшетов. В индустрии это — даже в общем-то не предмет для дискуссии, а общая точка зрения; тот же GfK, который всей индустрии поставляет статистику продаж, Win-планшеты считает вместе с ноутбуками.

На мой взгляд, существенную роль в не слишком высоких продажах Win-планшетов сыграла не столько их цена, вес, время автономной работы и тому подобные параметры, сколько их позиционирование в розничной продаже и, соответственно, в умах покупателей. Цена — это вообще далеко не всегда самый важный параметр; если бы было иначе, у нас вокруг из магазинов давно бы не осталось ничего, кроме «Всё по 350 рублей» и прочего черкизона, а из товаров — ничего, кроме продукции брендов из материкового Китая. По цене они всех забарывают как нефиг нафиг.

Long story short: потенциальный покупатель Windows-планшета — это вчерашний покупатель ноутбука. Поэтому в магазине Win-планшет должен стоять там, где стоят ноутбуки. В абсолютном большинстве магазинов это не так.

С одной стороны, покупатели в массе своей не разбираются в технических новинках и понятия не имеют о том, что там нового появилось в продаже, пока они не придут в магазин. Это факт, его надо принять и научиться с ним жить (а каждый раз, когда я слышу фразу «we have to educate customers», у меня рука тянется к пистолету).

С другой стороны, покупатели в массе своей уже знакомы с категорией «планшеты» на примере iOS и Android — они знают, что это устройство прикольное, но в основе своей развлекательное, в домашнем хозяйстве не слишком полезное (в одном из исследований Citi Research есть прекрасные данные: 30 % медиапланшетов покупаются не лично себе, а в подарок). Хочешь лежать на диване и оттягивать птичек — купи планшет, хочешь работать — купи ноутбук.

С третьей стороны, Windows-планшеты — это как раз планшеты, на которых можно работать. При внешнем сходстве с медиапланшетами внутри это ноутбуки.

При этом в типовом розничном магазине Windows-планшеты традиционно стоят на одной полке с медиапланшетами, часто — ещё и выключенные. Покупатель, который пришёл выбирать медиапланшет (диван, птички, кино посмотреть, вот это вот всё), на Windows-планшет в большинстве случаев посмотрит с непониманием — птички и кино там те же самые, а стоит вдвое дороже, да ещё и большой и тяжёлый. Примерно как если бы я пришёл выбирать машину в «Ашан» за едой ездить, а в салоне между малолитражками Mitsubishi L200 стоит. Нет, есть, конечно, шанс, что я скажу «О! А на нём ещё и с дачи картошку возить можно!», но он в целом близок к нулю — я изначально пришёл за другим. При этом трудно сказать, что L200 никому не нужен — нужен. Просто не тем, кто за логаном пришёл.

Покупатель же, который пришёл выбирать ноутбук, полку с планшетами с большой вероятностью просто проигнорирует — он, см. выше, уже в целом знает, что это диван, птички, фильмы, а ему бы поработать надо. Нет, полтора-два года назад ещё были люди, спрашивавшие про Galaxy Tab, пойдёт ли на нём Excel, но теперь в общей массе они ответ знают уже заранее.

То есть, при типичной расстановке техники в крупном ритейловом магазине мы получаем, что Windows-планшеты попадают на глаза аудитории, которой они нужны не очень, и не попадают — той, которой они как раз могут пригодиться. Ну и далее со всеми вытекающими.

При этом даже нельзя сказать, что ритейл в этой ситуации как-то специально виноват: во многих магазинах такое представление товара обусловлено самой по себе внутренней структурой, когда всё, что выглядит как планшет, относится к категории «планшеты», а категориями «планшеты» и «ноутбуки» могут управлять вообще два разных человека, так что поставить одно на столы другого проблематично по чисто административным причинам. Но тем не менее.

И я в общем всем этим не хочу сказать, что цена, характеристики и всё прочее, что можно изложить на сайте производителя или в обзоре какого-нибудь уважаемого издания, неважны. Важны. Но иногда — даже часто — более важным оказывается донести до покупателя информацию обо всём этом, и не просто до абстрактного покупателя, а именно до того, которого эта информация может заинтересовать. И здесь могут встретиться самые неожиданные сложности.

P.S. При этом у Windows RT судьба, конечно, сложнее: с одной стороны, ей пока трудно соревноваться с Android/iOS, с другой, в ЦА желающих устройство для работы она тоже не попадает, она эту ЦА скорее задевает по касательной.

Эта заметка в LiveJournal. Текст тот же, но часто там бывает много комментариев.